I) Работа с российскими ЛГБТ-организациями.
Описание проблемы:
1) Из-за того, что в организациях, которые занимаются защитой прав ЛГБТ-людей, практически ничего не знают об аутизме, поведение аутичной жертвы гомофобии, бифобии и трансфобии может показаться странным или подозрительным. Кроме того, т.к. аутичный образ мышления и образ мышления нейротипиков сильно отличается, юристы могут увидеть в словах аутичного клиента намек, которого не было в его словах, и неправильно оценить ситуацию. В крайних случаях, аутичных людей могут несправедливо посчитать виноватыми в произошедшем, или неправильно оценить их отношение к ситуации (например, желание довести дело до суда может быть ошибочно принято за желание избавиться от психологической травмы и избежать дальнейших разборок и, наоборот). Подобные проблемы возникают, чаще всего, тогда, когда специалист делает выводы на основании невербальных знаков и неоднозначных выражений, а не прямых заявлений аутичного человека, т.к. в этих случаях специалист интерпретирует поведение аутичного человека на основании нейротипичных стандартов.
2) Условия в российских ЛГБТ-организациях не приспособлены для аутичных людей. Это происходит из-за особенностей сенсорного восприятия аутичных людей, из-за непоследовательности руководителей организаций в планировании графика мероприятий и возможной смены планов данных мероприятий, из-за предрассудков, существующих в ЛГБТ-сообществе и из-за возможных проблем с коммуникацией, которые могут возникнуть у аутичных людей в процессе их взаимодействия с данными организациями.
3) Психотерапевты, работающие в российских ЛГБТ-организациях, как и большинство психотерапевтов в странах постсоветского пространства, зачастую владеют информацией об аутизме, которая является спорной с научной точки зрения, устаревшей и неполной. Большинство из них неспособно распознать аутичность клиента и оказать ему качественную помощь. Даже среди тех психотерапевтов, что могут распознать аутизм, большинство рассматривают его с позиции патологии, и считают, что должны сделать клиента «правильным нейротипиком», а не привести его к нормальному аутичному состоянию. В результате многие ЛГБТ-аутичные люди, как и аутичные люди в целом, отказываются обращаться за психологической помощью, потому что не надеются ее получить. В случае ЛГБТ-аутистов проблема состоит еще в том, что за пределами ЛГБТ-организаций они могут столкнуться не только с эйблизом и невежеством персонала в вопросах аутизма, а и с трансфобией и гомофобией.
4) ЛГБТ-активисты и работники ЛГБТ-организций разделяют те же самые мифы об аутизме, которые существуют в обществе. Это может затруднить аутичный камин-аут для ЛГБТ-аутистов, сделать участие в активизме для некоторых из них практически невозможным, оттолкнуть некоторых из них от ЛГБТ-сообщества из-за случайных эйблистких и психофобных шуток и высказываний его представителей, и т.п.
5) Многие руководители ЛГБТ-организаций не знают о том, что среди аутичных людей довольно много ЛГБТ, и не видят смысла в просвещении своего персонала и в создании инклюзивной среды для аутичных ЛГБТ.
Для решения данной проблемы мы планируем:
— Работать с российскими ЛГБТ-организациями над осознанием важности создания инклюзивной среды для аутичных людей и людей с другими нейроотличиями. Мы готовы предоставить им всю необходимую им помощь и информацию, которая могла бы помочь им создать инклюзивную среду в своих офисах и на своих мероприятиях.
— Информировать ЛГБТ-активистов о том, что такое аутизм, и о том, что аутичные ЛГБТ-люди являются значительной частью ЛГБТ-сообщества.
— Проводить мероприятия и выступления, посвященные проблемам аутичных ЛГБТ как для ЛГБТ-активистов, так и для специалистов по вопросам аутизма.
— Консультировать психологов и юристов ЛГБТ-организаций о том, как они могут оказывать качественную помощь ЛГБТ-аутичным людям, и что им необходимо учитывать в работе с аутичными людьми.
— Распространять брошюры, листовки и прочие печатные материалы об аутизме, ЛГБТ-аутистах и о создании доступной среды для ЛГБТ-аутичных людей в ЛГБТ-организациях.
— Проводить совместные проекты по желанию работников ЛГБТ-организаций.
II) Работа с широкой аудиторией и специалистами по вопросам аутизма.
Описание проблемы: Аутичных людей традиционно считают слишком инфантильными для того, чтобы иметь сексуальную ориентацию или гендерную идентичность. В российских учебных заведениях будущим специалистам, чаще всего, не рассказывают о разнообразии СОГИ среди людей в аутистическом спектре.
Очень часто негетросексуальная ориентация и нецисгендерная гендерная идентичность аутичных подростков и взрослых, которые считается недееспособными, подвергается паталогизации и считается отклонением, требующим принудительного «лечения».
Для решения этой проблемы мы планируем:
— Продолжать работать над сайтом ЛГБТ+ аутисты, который посвящен проблемам и потребностям ЛГБТ-аутичных людей. Продолжать публиковать информацию об ЛГБТ+ аутистичных людях на сайтах нашей инициативной группы.
— Работать над продвижением идеи о том, что трансгендерность и гомосексуальность ЛГБТ-аутичных подростов не должна считаться чем-то, что надо исправлять и искоренять.
Мы планируем издавать на эту тему брошюры и распространять их среди специалистов, работающих с аутичными людьми.
— Налаживать контакты с учебными заведениями, в которых обучаются будущие преподаватели, психотерапевты, психологи, психиатры и тераписты, которые в будущем будут взаимодействовать с аутичными детьми и подростками.
— Проводить лекции, тренинги и семинары, для специалистов по вопросам аутизма, психотерапевтов и психиатров широкого профиля и для родителей аутичных подростков, в которых будет подниматься тема СОГИ аутичных людей.
III) Работа с аутичными ЛГБТ-людьми.
Описание проблемы: Аутичным ЛГБТ-людям бывает крайне сложно обращаться за помощью как в ЛГБТ-организации, так и в другие правозащитные организации в случае нарушения их прав. Также им крайне сложно получить качественную психологическую помощь, из-за неумения большей части специалистов постсоветского пространства работать с аутичными людьми, и из-за гомофобии и трансфобии большинства специалистов.
Для решения этой проблемы мы планируем:
— Провести серию семинаров и курсов по самоадвокации для аутичных ЛГБТ-людей.
— Создать контактную базу данных психологов, психиатров и специалистов, умеющих работать с аутичными людьми, которые при этом не являются гомофобными, бифобными и трансфобными. Мы планируем разместить эту базу данных на сайте нашей инициативной группы.
— В случае получения достаточного финансирования оказывать психологическое и юридическое консультирование аутичным ЛГБТ-людям, в том числе и онлайн-консультирование.
— Оказывать аутичным людям помощь в ситуациях, когда им необходимо обратиться за помощью в ЛГБТ-организации.
IV) Работа с медицинским персоналом, которые работают с ЛГБТ -аутичными людьми.
Описание проблемы: Аутичные МСМ (мужчины, практикующие секс с мужчинами), как и нейротипичные МСМ, являются группой риска заражения ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем. При этом им сложно обратиться в больницы/пройти тестирование из-за сенсорных и коммуникационных проблем.
Аутичные лесбиянки и бисексуалки сталкиваются с двойными трудностями при обращении к гинекологам – одна из них заключается в том, что гинекологи крайне редко учитывают сенсорные потребности аутичных людей, а вторая – в гомофобии и бифобии многих гинекологов.
Аутичные транс* люди вынуждены сталкиваться не только с трансфобией, а и с эйблизмом эндокринологов, к которым они обращаются. Они также сталкиваются с эйблизмом работников комиссии, которая принимаете решение по запрету или разрешению операции по коррекции пола.
Для решения этой проблемы мы планируем:
— Просвещать об аутичных особенностях эндокринологов и психиатров из комиссий, работающих с транс*-людьми, используя уже существующие в транс* организациях программы, и создавая новые программы.
— Издавать и распространять брошюры для гинекологов, в которых была бы информация о том, как они могли бы определить аутичность своих клиенток, и какие сенсорные особенности есть у аутичных людей, чтобы они могли оказывать своим клиенткам качественную помощь.
— Сотрудничать с организациями, у которых уже есть программы по борьбе с гомофобией, трансфобией и бифобией медицинских работников.
— Создание базы данных «безопасных» для аутичных ЛБТ-женщин геникологических клиник и/или специалистов-геникологов.
— Работа со СПИД-центрами и организациями, которые предоставляют помощь людям, которые больны ВИЧ и/или проводят тестирование на ВИЧ.
Как именно медицинские организации могли бы стать более доступными для аутичных людей:
— Их специалисты должны знать основные сенсорные, коммуникативные и поведенческие особенности аутичных людей.
— Одна из основных проблем аутичных людей заключается в том, что им сложно понять, что именно они должны говорить, записываясь на прием в медицинское учреждение, или приходя на прием к врачу. Поэтому было бы крайне полезно, если бы на официальных сайтах, на стене возле регистратуры и около медицинских кабинетов висели бы объявления со «сценариями», которые человек мог бы использовать при обращении в мед.учреждение или при начале коммуникации со специалистом. Это было бы полезно не только для аутичных людей, а и для нейротипичных подростков, которые прежде не имели опыта обращения к врачу, и для людей, которые плохо владеют русским языком.
— Специалисты должны спрашивать разрешения у пациента, прежде чем прикоснуться к нему или поднести к нему какие-либо приборы, и учитывать при работе его сенсорные и тактильные особенности.
— Если это не влияет на качество проведения медицинской процедуры, специалисты должны быть готовы выключить шумящие приборы (например, электрочайник) или определенное освещение (например, новогоднюю гирлянду, мигающую на потолке лампочку и т.п.) по просьбе пациента.
— Пациент должен знать, что он имеет право сказать о своих сенсорных особенностях, и что специалист обязан учитывать их в работе, если это напрямую не влияет на качество проведения медицинской процедуры. У пациента должна быть возможность пожаловаться руководству больницы в случае нарушения его прав, действуя по понятному и простому сценарию, получить компенсацию и качественную медицинскую помощь.
— На официальном сайте больницы или медицинского центра должна быть информация о том, что специалисты готовы оказывать медицинскую помощь аутичным людям и людям с другими неврологическими отличиями, учитывая их сенсорные потребности. Многие аутичные люди не обращаются за мед.помощью потому, что они не знают, что они могут получить такую помощь.
— У пациентов должна быть возможность записаться на прием в режиме онлайн или используя электронную почту в качестве альтернативы телефонным звонкам.
— У пациентов должна быть возможность использовать альтернативную коммуникацию во время общения со специалистами, и они должны знать, что у них есть такое право.
V) Работа с руководством гей-клубов, с организаторами кинопоказов на ЛГБТ-тематику и с организаторами тематических фестивалей.
Описание проблемы: На данный момент аутичные ЛГБТ не могут посещать гей-клубы и тематические ЛГБТ-мероприятия из-за своих сенсорных особенностей. Особенно это опасно для людей с эпилепсией (около 30% аутичных людей являются эпилептиками), для которых посещение подобных мероприятий и заведений может быть опасно для жизни.
Для решения этой проблемы мы планируем:
— Работать с руководством гей-клубов и с организаторами тематических мероприятий, рассказывая им об общем количестве ЛГБТ-людей среди аутистов, о принципах создания инклюзивной среды для аутичных людей, и о потенциальной выгоде от повышения доступности их заведений.
— Оказывать им помощь в создании инклюзивной среды для нейроотличных людей.
— Оказывать им помощь в разработке выгодной для них стратегии создания доступной среды для нейроотличных людей. (Например, введение «сенсорно-безопасных» дней или часов, если заведение не может постоянно обеспечивать сенсорно-безопасную среду).
_____
Внимание! Некоторые пункты этого плана могут быть изменены, переосмыслены и пересмотрены в процессе работы. Некоторые пункты могут удаляться. Точно так же могут появиться новые пункты.